Недопустимость производства и реализации некачественной, фальсифицированной и (или) контрафактной продукции, необходимости усиления внутреннего контроля за качеством, безопасностью и подлинностью выпускаемой и реализуемой продукции

29 января 2019

   В настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики РФ, так и промышленности в целом. Высокая доля незаконного товара в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики и соблюдать стандарты качества (их нарушение, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.
   В пищевой промышленности острота ситуации с незаконным оборотом продукции объясняется высокой степенью риска, который несут некачественные продукты для безопасности потребителя. Основными проблемами в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются фальсификация, а также несоблюдение производителями требований к безопасности, установленных техническими регламентами
   Особую остроту проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции приобретает в связи с подготовкой к присоединению России к ВТО. Помимо огромного материального ущерба широкомасштабное контрафактное производство наносит значительный ущерб репутации России как торгового и делового партнера. Ставится под сомнение сама возможность страны следовать общепринятым мировым нормам и правилам в этой области.
   Все говорит о том, что сейчас в России назрела потребность в радикальном улучшении функционирования всей системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции.
   Особенностями современного российского потребительского рынка являются:
     — большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан;
     — фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.
 
   Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2016 № 2592-р утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. В качестве основных мер названы:
    • совершенствование законодательства РФ, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;
    • формирование и реализация мер и механизмов, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;
    • разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
    • реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и продажи.
   Новая ответственность и прежние санкции
   Практика показывает, что в национальном правовом поле требования действительно становятся обязательными для правоприменителей, когда за их несоблюдение предусмотрена ответственность, причем не размытые, неконкретные санкции, а определенные и четкие штрафы, относящиеся к конкретным правонарушениям. Возможно, руководствуясь такой логикой, законодатель и ввел ответственность за несколько нарушений, влияющих на обращение некачественной продукции. В роли нарушителей могут выступать продавцы, изготовители, исполнители, а также лица, выполняющие функции иностранного изготовителя. Штрафы для них, предусмотренные Федеральным законом № 175-ФЗ от 18 июля 2017 года.